Какую сделку предложили царю? Схема маркетинга в сказке Пушкина
«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком». А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Думаю, нет такого человека в России, который бы не слышал хотя бы раз эти строки. Многие знают их наизусть! Но редко кто задумывается над глубинным смыслом сказок Арины Родионовны. Как бы есть описанные события, есть переживания, приключения, борьба добра со злом, победа справедливости — о чем еще думать?
Но позвольте задать вам вопрос: а что описано Александром Сергеевичем Пушкиным в самом начале сказки? Не что иное, как торговая операция. Есть товары, есть продавцы, есть покупатель. И финал — сделка состоялась.
«Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Ну и что? — скажете вы. А вот что: это классика маркетинга!
Если верить Ф. Котлеру, автору учебника «Основы маркетинга», «залогом достижения цели является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяют с помощью цветистых выражений типа „Отыщите потребности и удовлетворите их“». Следует отметить, что на английском языке книга была издана в 1984 году, а на русском она появилась в 1991 году.
Что дано? Три продавца (три девицы), каждая со своим товаром (повариха, ткачиха, будущая мать наследника). Один покупатель — царь. И каждая из них предлагает как товар не только свои профессиональные качества, но и себя: «Кабы я была царица…»
В этом месте сделаем отступление. Я так думаю, что разница в возрасте между ним и его будущей женой была порядка 20 лет: «Я б для батюшки-царя…». Наверное, это не красное словцо. Скорее всего, так и было, что будущий муж годился в отцы. Очень может быть, что ткачиха и повариха сомневались в способности царя сделать ребенка, поэтому их предложение и звучало не в тон его желаниям: что-то наткать и сколько-то наготовить. Не было сомнений только в последнем предложении: «Я б для батюшки царя родила богатыря!». Стопроцентная уверенность в том, что батюшка-царь на это способен!
Итак, был предложен товар, который удовлетворял потребности покупателя. Мы не будем останавливаться на том, почему такой сановный покупатель, да еще в пожилом возрасте (царь-батюшка!) таскался под окнами девиц. Важно другое: краткое и предельно ясное предложение!
Еще одно замечание по поводу: если царь-батюшка оказался под окнами этой избы, скорее всего, раньше его видели под окнами других изб. И может быть, что девицы его проследили и специально говорили громко, чтобы он их услышал! То есть, их разговор между собой не был простой болтовней, это была настоящая презентация товара!
Вы можете возразить, что был предложен не один товар, а несколько — и будете совершенно правы! Мало того, в результате сделки царь купил все, что ему предложили! Вот это последнее очень похоже на сделку «Три в одном». То есть царь не мелочился, поступил по-царски. Он взял пакет: всю семью (думал, что его будущей жене так будет лучше — и жестоко ошибся!).
В итоге каждый получил то, что он четко описал. Не пожелал в душе, нет, именно то, что было сказано! И то, что было сказано, с одной стороны, отражало готовность полностью выполнить озвученное, а с другой — было и свидетельством самоограничения. И только последняя сестрица выдала то, о чем она по-настоящему мечтала и к чему внутренне была готова!
В современном варианте такое желание, скорее всего, прозвучало бы иначе. Ну, скажем, хорошо бы провести хотя бы ночь с царем (султаном, эмиром, королем, звездой и т. д. ). И сегодня фраза «Я б от батюшки царя родила богатыря» скорее была бы воспринята как посягательство на свободу и имущество (как изменился мир с тех самых сказочных времен!).
Итак, девицы сделали презентацию: они предложили свой товар. Были они заранее уверены в том, что покупатель (царь) согласится на сделку? Не думаю, что на сто процентов, но какая-то доля уверенности в благоприятном исходе была (иначе не было бы предложения!). Форма последнего предложения заслуживает особого внимания: она готова произвести на свет наследника, если царь на это согласится. И это было небеспочвенно: она однозначно знала, что царь холост и что у него нет законного наследника (о незаконных история умалчивает). Это можно квалифицировать как маркетинговое исследование.
Вот что вышло из-под пера великого Пушкина! Вероятнее всего, его мало интересовал процесс купли-продажи (хотя смею вас уверить, что Александр Сергеевич был знаком с политической экономией в достаточном для поэта объеме). И если бы он прочитал эту статью, скорее всего его реакция была бы такой: «Да я вовсе не думал об этом!». А вот для нас его сказка — хорошее пособие по продажам!