Великая княгиня Александра Павловна: как сложилась судьба старшей внучки Екатерины II?

9 августа 1783 года у Марии Федоровны, супруги великого князя Павла Петровича, родилась дочь, которую назвали Александрой. Кто выбирал имя для малышки, догадаться несложно: бабушка Екатерина Великая однажды уже вмешивалась в судьбу сына и назвала старшего внука Александром. Она же решительно объявила сыну: для того, чтобы великая княжна не попала под влияние доброй, но сентиментальной матери — Марии Федоровны — воспитанием внучки займется она сама. Так Сашенька едва ли не с рождения распрощалась с матерью и стала жить во дворце у грозной императрицы.

Надо сказать, что в последние годы царствования Екатерины II обстановка в Европе была накалена до предела. Во Франции 14 июля 1789 года была взята Бастилия, потом по решению Конвента 21 января 1793 года гражданин Людовик Капет (Людовик XVI) был казнен за измену родине и узурпацию власти. Чего можно было ожидать от французов в дальнейшем, никто не знал. В «мутной воде» решили половить рыбку шведы, которые не прочь были подвергнуть ревизии обязательства сторон согласно Ништадтского мира, когда к России перешли Ингерманландия, Эстляндия и Финляндия. Словом, обе внучки российской императрицы — спустя 15 месяцев после рождения Александры, родилась ее младшая сестра Елена — рассматривались бабушкой как своеобразные подпорки для укрепления российских позиций в Европе. Разменные карты в руках императрицы

Причем, в случае с Александрой бабушка решила особо не церемониться. Едва внучке исполнилось 10 лет, она тут же начала вести переговоры со шведами на предмет заключения брака между юным шведским королем Густавом IV Адольфом (на тот момент юноше исполнилось 15 лет) и Александрой. Конечно, смешить Европу не решились (хороша свадьба, когда жениху и невесте вместе 25 лет!), но императрица поспешила «забить» место у трона шведского монарха. Было решено, что свадьба состоится по достижении женихом 18-летнего возраста, спустя три года.

За все это время жених и невеста успели познакомиться. Виделись они совсем недолго, но бабушка авторитетно заявила внучке: будешь ли ты любить своего супруга или нет — до этого никому нет дела. Лучше бы ты его все-таки полюбила, для своего блага…

Александра была послушной девочкой и сумела убедить себя в том, что она любит своего будущего мужа. Она подолгу рассматривала его фотографию и не нашла в чертах лица короля ничего отталкивающего. Словом, к 13 годам Сашенька уже созрела к тому, что она будет любить мужа «вечно-вечно».

Конечно, она и понятия не имела, какие страсти кипят вокруг ее свадьбы. Прослышав о том, что взбалмошный себялюб Густав-Адольф решил повернуться лицом к России, первыми не на шутку встревожились французы. Приезд очаровательной молодой «северной» королевы фактически означал потерю французского влияния. А потому в ход было пущено все: деньги, связи, шантаж. Королю усиленно внушалась мысль о том, что российская княжна это, по сути, Золушка, что ему нужна более могущественная супруга. А король-то против!

Надо отдать должное королю — он долгое время не поддавался на уговоры. Наконец французские советники пустили в ход последний козырь: брак может быть возможен только при условии, если невеста откажется от православия и перейдет в протестантство!

Эта идея Густафу-Адольфу понравилась, но он до поры до времени не стал раскрывать свои планы. Как добропорядочный человек он прибыл на свадебную церемонию, которая была назначена на 10 сентября 1796 года) за несколько минут до ее начала, опять-таки молчком. Юная княжна в облачении невесты ожидала начала свадебной церемонии вместе со своей могущественной бабкой.

Последняя, кстати, в ней души не чаяла. За полтора года до описываемых событий она сообщала в письме одному своему другу по переписке: «Я могу смело сказать, что трудно найти равную ей по красоте, талантам и любезности, не говоря уже о приданом, которое для небогатой Швеции само по себе составляет предмет немаловажный. Кроме того, брак этот мог бы упрочить мир на долгие годы». Императрица не лукавит: уже к семи годам Александра говорила на четырех языках, хорошо писала и рисовала, играла на клавесине, пела, танцевала и выказывала большую кротость характера…

Но к своей невесте жених из отведенных ему покоев так и не вышел. А прислал посланца, который громко заявил: «Жених считает себя свободным ото всех обязательств до тех пор, пока невеста не примет протестантство!»

При этих словах Екатерина II рухнула на пол, ее сразил инсульт (позже именно последствия перенесенного удара стали причиной преждевременной смерти императрицы, случившейся спустя два месяца). В глубокий обморок свалилась и невеста. Свадьба, естественно, расстроилась!

Забегая вперед, скажу, что, не использовав этот шанс, король закончил свое пребывание на престоле весьма плачевно: 29 марта 1809 года он отрекся от престола под нажимом захвативших Стокгольм оппозиционеров, опирающихся на датские штыки. Но риксдаг спустя полтора месяца объявил, что он и его потомки лишаются права занимать шведский престол. Умер несостоявшийся жених Александры Павловны в изгнании. Любовь нечаянно нагрянет?

Она же довольно быстро оправилась от потрясения, и спустя некоторое время снова «влюбилась» в указанного ей нового кандидата в женихи. Это был младший брат австрийского императора Франца I — эрцгерцог Иосиф. К тому времени он был наместником брата в Венгрии и реальным претендентом на престол в случае смерти Франца I. Иосиф прибыл в Санкт-Петербург в начале марта 1799 года. Молодые люди очень понравились друг другу, и на свадьбе, которая состоялась 10 октября 1799 года, все присутствующие на церемонии отметили, что жених и невеста пожирают друг друга влюбленными глазами.

Счастливая пара оставалась в Санкт-Петербурге в течение месяца. После чего супруги отбыли в Вену. Прощаясь со старшей дочерью, император Павел I не смог скрыть слез. Он никак не мог отпустить руку дочери из своей ладони и только повторял: «Чувствую, мы больше никогда не увидимся…»

В Вене юную Александру (не будем забывать, что ей шел только 17-й год) очень неласково встретила супруга императора Франца — неаполитанская принцесса Терезия, которая была очень сварлива, злобна и ко всем, кого она невзлюбила, относящаяся с особой жестокостью. Как сжить со свету жену младшего брата?

Невестка ей не понравилась решительно. Во-первых, как две капли воды была похожа на первую супругу Франца I (что было неудивительно — та была родной сестрой Марии Федоровны и приходилась юной принцессе родной теткой). Во-вторых, в Венгрии, где Иосиф был наместником, ширилось движение, направленное на отделение страны от Австрии, и появление в роли жены наместника дочери российского императора могло стать катализатором сепаратистских настроений (здесь Терезия не ошиблась). В-третьих, Александра забеременела на первом же году супружеской жизни, и, родись у нее сын, он со временем мог претендовать на австрийскую корону. И наконец, для католички императрицы православная Александра была как кость в горле!

Вот сколько звезд не сошлось! И все это привело к тому, что Терезия мечтала сжить невестку со свету, о каком доброжелательном отношении при этом можно говорить?!

Дальше — больше. История знает немало случаев, когда жена старшего брата «пилила» невестку. Но отношение Терезии к Александре зашли слишком далеко! Чтобы попортить как можно больше нервов юной беременной женщине, императрица, во-первых, вместо заботливого и внимательного врача нашла ей настоящего коновала, который и грубо с нею обращался, и пичкал лекарствами. А во-вторых, злобная неаполитанка заставила кормить невестку еще хуже, чем самую последнюю служанку. Дело дошло до того, что духовник Александры каждый раз приносил ей «гостинчик» с базара, пряча продукты под широкой рясой. Ни короны, ни жены!

А как же ее любящий муж? Разве он не видел всех этих безобразий, когда Александру Павловну разве только палкой не били? Видел, конечно! Но у него в будущем могла «сорваться» корона императора Священной Римской империи, так что на все издевательства со стороны мачехи он смотрел с хладнокровием и полной выдержкой. Дай Бог юная жена выдержит! Будет и на нашей улице праздник!

Праздника не случилось! Чтобы не рисковать здоровьем супруги, Иосиф дал согласие на родовспоможение с помощью кесарева сечения. Надо ли говорить, что эта операция прошла вдвойне не успешно! И новорожденную девочку спасти не удалось, и у Александры началось заражение. Она мужественно боролась со смертью 9 дней. Но проиграла ей 4 марта 1801 года.

Ох и пророческими оказались слова императора Павла I… Со старшей дочерью он так и не увиделся. Отец был буквально убит горем, утерял бдительность, и заговорщики, коих было числом более дюжины, задушили его в собственных покоях шарфиком. Но есть и другая версия, будто его убил Николай Зубов золотой табакеркой в висок. Случилось это 11 марта того же 1801 года.

Подозреваю, что некоторые наши читательницы ночью не заснут, если не узнают о том, что сталось с этой змеей подколодной неаполитанской — принцессой Терезией. Так вот, после смерти Александры Павловны судьба ей отмерила ничтожно мало — всего пять лет! И эрцгерцогу Иосифу не было суждено стать императором Священной Римской Империи. Под ударами Наполеона империя развалилась!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: