Великий юбилей. Что могла мотыга против пушки? Много чего!

…В старину перед решающими сражениями армянские военачальники отправлялись в Святой Эчмиадзин приложиться к руке духовного владыки и испросить у него благословения.

На этот раз, в нарушение традиции, епископ Гарегин Овсепян сам прибыл в Сардарапат — селение примерно в 40 километрах к юго-западу от Еревана, обходил ряды воинов и благословлял их на ратный подвиг. Многие из них были уверены, что их ждет верная смерть; не случайно некоторые отряды так и назывались — «саванщики».

Еще шла первая мировая война. Но Россия, где после Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики, уже прекратила участие в боевых действиях. Подписав перемирие в Брест-Литовске, Совнарком отозвал армию с фронтов. В частности, согласно статье 4-й этого договора, русская армия покидала Западную Армению и эти земли отходили Турции; в областях Карса и Ардагана (входивших в Восточную Армению) и Батума проводился плебисцит, что фактически означало их отторжение в пользу Турции. Советская республика обязывалась не вмешиваться «в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов», восстановить границу «в том виде, как она существовала до русско-турецкой войны 1877−78 года», распустить на своей территории и в «оккупированных турецких провинциях» (т. е. в Западной Армении) все армянские добровольческие дружины и т. д.

А вскоре случилось то, что должно было случиться, когда судьбы народов начинали вершить существа, бредившие «мировой революцией». Германия, нарушая подписанный ею же договор, двинулась на Украину, тогда как в Закавказье «шуровал» ее союзник — Турция. На линии Кавказского фронта остался только руководимый генерал-майором Товмасом Назарбековым (Назарбекян) Армянский корпус. Он продолжал сопротивление, вопреки строгим приказам Закавказского комиссариата и Сейма — «отступать и не оказывать никакого сопротивления турецким войскам».

Турция тогда решила, что настал удобный момент полностью истребить армян, и двинула на них свои регулярные части. Над Арменией нависла реальная угроза полного уничтожения. Не остановившись на границе России, турецкие войска захватили всю Карсскую область, Александрополь (ныне Гюмри) и двинулись на Ереван.

Стотысячной турецкой армии Вехиба-паши противостояло двадцатитысячное армянское войско, состоявшее из солдат и офицеров, вооруженных винтовками и пулеметами старой русской армии. Примерно столько же было ополченцев и вспомогательного войска. На что могла рассчитывать Армения? Ее близкая гибель была столь очевидной и неизбежной, что Вехиб-паша уже из Сардарапата телеграфировал своим властям о том, что в скором времени он «окончательно сотрет с карты мира страну, именуемую Арменией»…

Но вот не стер же! Случилось истинное чудо. Армянские силы под общим командованием полковника Даниелбека Пирумяна сумели остановить турецкие войска, рвавшиеся к Эчмиадзину и Еревану, а затем и вовсе изгнать их. Квинтэссенцией стали бои 21−29 мая 1918 года, в том числе и под Сардарапатом.

Если враг рассчитывает на нашу оборону — значит, нужно перейти в решительное наступление, решили армянские военачальники. В очередной раз нагляднейше сработала суворовская аксиома: воюют не числом, а умением. «Армяне, вперед! Решается судьба Отечества!» — этот призыв нашел широчайший отклик среди населения. В ополчение шли все — рабочие, ремесленники, крестьяне, разночинцы, священнослужители, старики, подростки, женщины. Вооруженные чем угодно — пиками, кинжалами, вилами, даже мотыгами.

Ударом на удар Несмотря на значительное численное превосходство противника, Пирумян решил дать генеральное сражение, не дожидаясь, пока инициативу перехватит враг. И вот у Сардарапата армянские и турецкие войска сошлись лицом к лицу. Генерал Мовсес Силиков, командовавший располагавшимся здесь армянским отрядом, решил сосредоточить артиллерию на правом фланге и здесь нанести главный удар регулярными частями, смять левый фланг турок и прижать их к Араксу, лишив свободы маневра. По центру должны были идти в штыковую атаку полки ополченцев.

С рассветом началось сражение. В итоге, не выдержав натиска, смятые с флангов турки начали отступать. Удар армянской конницы с тыла довершил полный разгром турок; их отступление перешло в паническое бегство. Потеряв более половины армии, Вехиб-паша откатился назад и «очухался» только под Карсом. Говорят, впоследствии он спрашивал у армянских офицеров: «Почему же вы меня не преследовали? Вы же могли занять и Карс». Не знал он, какими малыми силами была разбита его армия…

Этих дней не смолкнет слава Значение Сардарапатской битвы трудно переоценить. Вехиб-паша сам признавал: «Это была величайшая битва в той войне. Армяне показали, что они способны быть лучшими воинами в мире!» Турки — да и не только они — поняли, что армянские войска умеют воевать и полны решимости до конца сражаться за Родину.

28 мая 1918 года была провозглашена Республика Армения. Тем самым армянский народ снова обрел государственность, утерянную в Х веке новой эры. Республика просуществовала до 29 ноября 1920 года, когда в страну вошла XI Красная армия. Именно этот день считался «главным армянским праздником». А Сардарапат как-то не вписывался в официальную концепцию борьбы за Советскую власть. Но все же в 1968 году, к 50-летию сражения, в Сардарапате открылся мемориальный комплекс.

Сегодня 28 мая — один из важнейших государственных праздников Республики Армения. Сардарапатской битве посвящена памятная серебряная монета, выпущенная Центральным банком страны в 1994 году. В прошлом году Общественная телерадиокомпания Армении приступила к съемкам полнометражного художественного фильма «Сардарапат». По имеющимся сведениям, картина будет сниматься совместно с одной из известных российских продюсерских компаний, которая возьмет на себя 80% финансирования. Натурные съемки будут проводиться на территории Армении, а павильонные — в Белорусии.

В нынешнем году Сардарапатской битве исполняется 90 лет. Этот славный юбилей планируется достойно отметить на государственном уровне. «Как в Армении, так и в диаспоре намечен целый ряд мероприятий — культурных, образовательных, научных, общественных, спортивных, — подчеркивает министр образования и науки Армении, член Юбилейной комиссии по подготовке празднования 90-летия Сардарапатской битвы Левон Мкртчян. - Не сомневаемся, что они дадут хороший повод вновь обратиться к этой теме, оценить роль и значение Сардарапатской битвы для Армении и армянского народа».

Примечательный факт, о котором сегодня предпочитают не вспоминать: после того чувствительного удара турецкому командованию пришлось перебросить на Кавказский фронт две дивизии из Палестины, после чего они там потерпели поражение от англичан и потеряли свои позиции в арабском мире. Именно после этого, осенью 1918 года, Турция вышла из войны. А Армения, вместе с союзниками, воевавшими против Германии и Турции, подписала знаменитый Севрский договор, по которому Турция обязалась вернуть обратно захваченные у Армении земли. (К сожалению, этот договор так и остался на бумаге…)

Вместо эпилога Сегодня, когда мир становится всё меньше, а расстояния — всё короче, еще острее ощущаешь теснейшую взаимосвязь людей и событий. Генетическая память продолжает жить, передаваясь от поколения к поколению. Всего девяносто лет назад (а что такое это для истории?!) судьба моего народа висела даже не на волоске, а на паутинке какой-то. Не случайно Сардарапатскую битву по ее судьбоносной значимости порой величают «армянским Сталинградом». В Армении нет бескрайних просторов, всё кажется рядом и под рукой. Но близость эта обманчива. Не раз моя маленькая горная страна доказывала, как она умеет держать удары, каждый раз возрождаясь буквально из пепла. В том числе и в мае 1918-го.

Наверное, тогда мог случиться и иной расклад. Но такой расклад не стал реальностью. И не мог стать. Ибо нельзя победить народ, который сражается за свою честь, свободу и независимость. Уж извините за громкие слова, но сие есть факт!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: