Уют и комфорт – почти синонимы или почти антонимы? Лингвоэтнографические нюансы
Впервые я задумалась над этим вопросом, обнаружив, что на многие языки слово «уют» переводится именно как comfort. Да разве это одно и то же? — удивилась я. В моей голове эти понятия вообще не были связаны между собой. Хотя, с другой стороны, множество пансионатов, гостиниц и квартирных бюро называются именно что «Уют и комфорт».
Удивившись, пошла по словарям. УЮТ (Ушаков): Совокупность удобств в устройстве жилища, комнаты, комфорт. Домашний уют. Мещанский уют. Создать уют в доме. УЮТ (Даль) — м. приют; укромность, поместительность и удобство; тепло в покоях, подручность всего нужного и пр. комфорт. УЮТ (Ожегов) Удобный порядок, приятная устроенность быта, обстановки. Создать уют в доме. Домашний уют. Только Ожегов обошелся без комфорта, что можно объяснить тем, что его словарь создавался в период борьбы с безродным космополитизмом, когда иностранные слова лучше было без острой нужды не употреблять. Были такие периоды в истории…
Что же ассоциируется со словом «комфорт»? Дорогие, благоустроенные дома и гостиницы, стильный дизайн, сверкающие электроприборы, всякие технические приспособы в ванной и прочие элементы хорошей жизни. Реклама всевозможной сложно-бытовой техники.
А со словом «уют»? Скорее — бабушкин домик с палисадником, слоники-салфеточки, огонек в печке, потертый диван, цветы на окнах, пение старенького чайника… Запах пирога (который в современной кухне мгновенно истребит вытяжное устройство)… Оказывается, комфорт тяготеет к будущему, а уют — к прошлому. Поразмыслив, можно обнаружить еще несколько очень существенных различий:
Комфорта несравненно больше в городе, чем в деревне, а в столицах — больше, чем в провинции. А уют может угнездиться где угодно, в самом глухом уголочке мира. Дух и атмосферу уюта разных времен сохранили нам художники и поэты (Дым костра создает уют, Искры гаснут в полете сами), некоторые картины я тут привожу в качестве иллюстраций. А вот пишут ли художники комфорт? Что-то трудно вообразить — это скорее занятие для дизайнеров рекламных проспектов… Комфорт предполагает функциональное, телесное удобство. Он конкретен: можно составить четкий список, что нужно для полного комфорта на кухне, в ванной, в спальне, в парадной и т. д. Уют же не формализуем: наличие слоников и герани приносит уют не само по себе, а именно как общая атмосфера — это ощущение душевного удобства. Защищенность, хорошие воспоминания, привязанность к месту, обстановке или людям. Чувство дома. Уют более важен для интравертов, комфорт — для экстравертов. Комфорт прямо связан с богатством и требует расходов, уют же совершенно с богатством не связан, и в бедной избушке может быть уютнее, чем в сверкающем доме, оборудованном по последнему слову техники, и для уюта не нужны никакие дизайнеры, его может создать неграмотная бабушка. А может ли создать его профессиональный дизайнер? Комфорт заботится о теле, уют — для души.
Комфорт интернационален, дорогие комфортабельные отели во всех странах в общем могут быть неотличимы друг от друга. Уют наоборот — непременно включает в себя национальные особенности быта, нашему человеку уютно у печки с котом и с геранью на окне, японцу — на циновке в бамбуковом домике и т. д. и т. д. О комфорте больше пекутся мужчины, об уюте — женщины. И создают его аналогично. Комфорт требует простора, площади. Уют же вполне возможен в тесноте.
Как тут не вспомнить бессмертное: В комнате Птибурдуковых стояло много мебели, так что свободного места почти не было. Но и той площади, которая оставалась, было достаточно для счастья. Лампа посылала свет за окно, где, как дамская брошь, дрожала маленькая зеленая ветка. На столе лежали печенье, конфеты и маринованный судак в круглой железной коробочке. Штепсельный чайник собрал на своей кривой поверхности весь уют птибурдуковского гнезда. В нем отражались и кровать, и белые занавески, и ночная тумбочка. Отражался и сам Птибурдуков, сидевший напротив жены в синей пижаме со шнурками. Он тоже был счастлив. Пропуская сквозь усы папиросный дым, он выпиливал лобзиком из фанеры игрушечный дачный нужник. Работа была кропотливая. Необходимо было выпилить стенки, наложить косую крышку, устроить внутреннее оборудование, застеклить окошечко и приделать к дверям микроскопический крючок. Птибурдуков работал со страстью; он считал выпиливание по дереву лучшим отдыхом. Окончив работу, инженер радостно засмеялся, похлопал жену по толстой теплой спине и придвинул к себе коробочку с судаком. Но в эту минуту…
…дальше известно: семейный уют Птибурдуковых разлетелся вдребезги, это субстанция хрупкая, эфемерная. Его трудно обрести и легко утратить. Комфорт обрести тоже непросто, но уж если он есть, то нужно только поддерживать технику в исправности. Наверное в будущем, когда вырастет новое поколение, оно будет с ностальгической улыбкой вспоминать то, что сейчас кажется нам сверкающе-современным комфортом: ведь их детство пройдет не в тесном домишке с печкой и не в малометражке со старой мебелью, а среди оформленного дизайнером в стиле хайтек апартамента… Они будут ужасаться, как это люди жили без мобильного интернета и стирали на ребристой доске. А уж что тогда будет считаться комфортом — нам и представить не удастся. Но в идеале для жизни хорошо бы иметь и то и другое…